УГРИН В ТЕРАПИИ АКНЕ.

20.03.2014

 

УДК 616.53-002.25-085.322:616.15

УГРИН В ТЕРАПИИ АКНЕ

Болотная Л.А., Шмелькова Е.С.
Харьковская медицинская академия последипломного образования


Изучено клиническую эффективность применения отечественного препарата  « Угрин» из растительных компонентов в терапии больных на акне. Обследовано 42 больных с легкой и средней степенью тяжести угревой болезни, положительные результаты лечения получены в 91,5% случаев. Предложенный препарат
«Угрин» способствует регрессу невоспаленных и воспаленных элементов сыпи, улучшает состояние кожи (цвет, тургор, салоотделение) больных на акне.

UGRIN IN THERAPY OF AСNE

 Bolotnaya L.A., Shmelkova E.S.

Clinical efficiency of using the ukrainian preparation "Ugrin" based on vegetable component in the therapy of acne patients has been studied. 42 patients having light and average degree of gravity of acne disease have been examined; the positive results of the treatment have been got in 91,5 % of cases. The offered preparation promotes the regress of non-inflammatory and inflammatory elements of rash, perfects the condition of the acne patients’  skin (its color, turgor, fat secretion).

Угревая болезнь (аcnе) – хроническое полиморфное мультифакториальное заболевание волосяных фолликулов и сальных желез, поражающее до 85% лиц в возрасте 12-24 лет и почти 30-40% лиц старше 25 лет [1, 11]. Ювенильные акне (включающие препубертатные, пубертатные, а также постпубертатные персистирующие) рассматривают как один из признаков полового созревания, происходящегося в физиологических условиях нормального пубертата. Однако в это время могут дебютировать и акне, обусловленные андрогенпродуцирующими заболеваниями эндокринной системы, со сходной клинической картиной, но различным исходом [8]. Тенденция «взросления» дерматоза в настоящее время, его значительное влияние на психоэмоциональную сферу, социальный статус больных обуславливают актуальность данной проблемы, необходимость разработки и внедрения в практическую деятельность новых эффективных средств и методов лечения [5, 8].

Инициальным звеном патогенеза акне является наследственно обусловленная гиперандрогения, которая может проявляться в виде абсолютного увеличения количества гормонов гонадного или надпочечникового генеза. Более часто встречаются состояния относительной гиперандрогении при нормальном или сниженном содержании андрогенов в организме в связи с усилением активности фермента 5-α-редуктазы I, переводящего тестостерон в дигидротестостерон, или снижением количества секс-связывающего глобулина и, как следствие, увеличением свободной фракции тестостерона и простатического специфического антигена (у женщин) или эссенциального повышения чувствительности рецепторов себоцитов к андрогенам [1, 3].

Ключевым звеном в патогенезе акне является фолликулярный гиперкератоз. Первоначальные морфологические изменения связаны с нарушением процесса ороговения устья волосяного фолликула и образованием микрокомедонов. Повышенное ороговение внутри фолликула может быть обусловлено усиленным синтезом белка профиллагрина в шиповатом слое и избыточным накоплением филлагрина в зернистом слое эпидермиса [12, 13]. Под действием гормонального фактора увеличивается объем кожного сала и снижается концентрация незаменимой ненасыщенной линолевой кислоты, которая является основным регулятором дифференцировки кератиноцитов протока. Появлению гиперкератоза устьев выводных протоков сальных желез способствует скопление в устьях грибов рода Malassezia и обусловленное ими нарушение пролиферации и дифференцировки клеток эпидермиса [4, 9]. Преобладание процессов пролиферации и дискератоза над десквамацией эпителия в конечном счете приводит к ретенционному гиперкератозу фолликула.

Обтурация комедоном протока сально-волосяного фолликула на фоне повышенной секреции сальных желез создает оптимальные условия для быстрого роста и размножения факультативних анаэробов Propionbacterium acnes и Propionbacterium granulosum. Хотя у больных акне часто обнаруживается комбинация дрожжеподобной и бактериальной флоры (Malassezia spp. и Stahylococcus epidermidis), в настоящее время установлено, что P. acnes является основным инфекционным агентом, играющим роль в патогенезе заболевания [10, 14]. Антигены и продукты жизнедеятельности P. acnes, свободные жирные кислоты, провоспалительные цитокины и лейкотриены вызывают повреждение фолликулярного эпителия, что приводит к развитию воспалительной реакции в дерме [15].

Выбор тактики лечения определяется патогенетическими факторами, клинической формой заболевания, тяжестью и продолжительностью течения, наличием сопутствующей эндокринной и соматической патологии. Значение имеет оценка психоэмоциональной сферы, социального статуса, общественной адаптации больного.

Применяемые сегодня антиакне средства представлены как системными, так и местными препаратами, действующими преимущественно на какой-либо фактор патогенеза дерматоза.

Системная терапия:
а) антибиотики: тетрациклин; эритромицин; клиндамицин; джозамицин; миноциклин;
б) гормональные средства: спиронолактон; ципротерона ацетат; Диане-35; Фемоден; Жанин; Ярина и др.;
в) ретиноиды: изотретиноин - имеет множество побочных эффектов, незначительный интервал между терапевтической и токсической дозами, поэтому должна использоваться только при наличии строгих показаний [1, 5, 12].

Препараты наружной терапии, применяемые в виде монотерапии или в сочетании с препаратами общего воздействия, оказывают антибактериальное и противовоспалительное действие, устраняют фолликулярный гиперкератоз и себорею [6, 10]. Местная терапия часто ставит целью уменьшение выраженности акне за счет использования противовоспалительных и отшелушивающих средств. Достаточно эффективные препараты ретиноидов, альфагидроксикислоты также могут иметь ряд недостатков: возникновение эритемы, жжения, шелушения кожи, контактной аллергии, фотосенсибилизирующее действие [12]. Важной проблемой при использовании наружных средств являются частые рецидивы дерматоза с формированием резистентности к медикаментозным средствам. Кроме этого, из многочисленных современных противоугревых средств в Украине зарегистирированы немногие: комбинация эритромицина с ацетатом цинка, клиндамицин, надоксин; гиалуронат цинка, бензоилпероксид, азелаиновая кислота, адапален.
На наш взгляд, с целью оптимизации наружной терапии необходим поиск и разработка новых эффективных средств отечественного производства для лечения больных с угревой болезнью.

Цель исследования
- изучение эффективности наружного средства «Угрин» в комплексном лечении больных угревой болезнью.
Материалы и методы наблюдения. Под наблюдением находилось 42 больных с акне (15 мужчин и 27 женщин, средний возраст – 17,9±2,0 года). Средняя продолжительность заболевания составила 2,4±0,7 года. Степень тяжести дерматоза определяли в баллах по 19 критериям согласно рекомендациям Института дерматологии и венерологии АМН Украины (2004):
- легкая степень тяжести (средний условный балл – 34,2±1,7) установлена у 23 больных, высыпные элементы представлены преимущественно комедонами и папулами;
- средняя степень тяжести (средний условный балл – 48,5±2,4) - у 19 больных, высыпные элементы представлены комедонами, папулами, пустулами; имелись единичные узлы.

Пораженные участки кожи протирали ватным тампоном (спонжем), смоченным препаратом «Угрин» 3-5 раз в день, не смывая на протяжении 1,5-2 часов. Курс лечения продолжался 14-30 дней, при этом механическая чистка лица не производилась.

«Угрин» - это комплексный растительный препарат, состоящий из: цветов ромашки, календулы и пижмы; листьев мяты; травы тысячелистника и лаванды; спирта этилового 40%.

«Угрин» выпускает «Химфармзавод «Червона зірка» (г.Харьков). Все растения, входящие в состав препарата, культивированы в Украине, что значительно снижает риск аллергических реакций. Взаимодействие компонентов многократно усиливает бактерицидные и противовоспалительные свойства, которыми обладают ромашка и календула, пижма, тысячелистник и чистотел [2]. Кроме того, каждый их компонентов вносит свое дополнение в действие препарата:
- ромашка оказывает тонизирующее действие на кожу;
- календула уменьшает отечность и поддерживает тургор кожи;
- цветы пижмы способствуют сужению пор, а листья мяты еще и уменьшают выработку кожного сала, суживают поверхностные сосуды кожи, влияя, таким образом, на ее цвет;
- чистотел уменьшает болезненность воспалительных очагов, активен по отношению не только бактериальной, но и вирусной, и грибковой флоре кожи;
- тысячелистник ускоряет восстановительные процессы в коже, улучшает местное кровообращение;
- лаванда, помимо стимуляции кровообращения, ускоряет регенерацию кожи.

Пациенты осматривались 1 раз в 2 недели. Клинический эффект оценивали в условных баллах, а также в рамках стандартных возможных вариантов:
- состояние клинической ремиссии;
- значительное улучшение – разрешение более 50% элементов;
- улучшение – разрешение до 50% элементов;
- без эффекта.

Результаты и их обсуждение. В начальный период лечения (первые 2 недели) наибольшее регрессирующее влияние «Угрин» оказывал на пустулы и папулы, к концу терапии (26-30-й дни) более выраженное влияние отмечено на открытые и закрытые комедоны, состояние кожи лица. Улучшился цвет лица, тургор кожи, значительно уменьшилось салоотделение и сузились поры. В процессе терапии прогрессирования дерматоза не отмечено. 

Средний условный балл после лечения составил:
а) у больных со средней степенью тяжести акне - 15,5±0,8, при этом:
- состояние клинической ремиссии достигнуто у 5 больных;
- значительное улучшение – у 11;
- улучшение – у 6;
- эффекта не не отмечен у одного больного;
б) у больных со средней степенью тяжести акне - 26,7±1,1, при этом:
- состояние клинической ремиссии достигнуто у двух больных;
- значительное улучшение – у 5;
- улучшение – у 9;
- эффекта не было у трех больных.

В целом у больных с легкой степенью акне:
- клиническое выздоровление наступило у 7 (17,7%) больных;
- значительное улучшение – у 16 (38,1%);
- улучшение – у 15 (35,7%);
- отсутствие лечебного эффекта установлено у 4 (8,5%) больных.

Отрицательные результаты терапии не наблюдались, лишь 5 (11,9%) пациентов жаловались на появление шелушения к концу 1-й недели, которое исчезло при уменьшении частоты использования препарата.

По окончании терапии количество воспалительных и невоспалительных элементов сыпи уменьшилось:
- у больных с легкой степенью тяжести акне -в 2,2 раза;
– у больных со среднетяжелым течением акне - в 1,8 раза.

«Угрин» не способствует образованию камедонов, не имеет неприятного запаха, не содержит ингредиенты, являющиеся частыми раздражителями кожи. Содружественное действие всех компонентов препарата позволяет говорить о том, что «Угрин» обладает противовоспалительным и антимикробным действием, регулирует функцию сальных желез, улучшает микроциркуляцию и ускоряет регенерацию кожи, поддерживает ее тургор.

Выводы. Примененный для лечения пациентов с угревой болезнью препарат «Угрин» показал достаточную эффективность при легкой и средней степени тяжести дерматоза, позволил достичь положительных результатов у 91,5% больных. Пациентам с легким течением акне препарат может быть рекомендован в качестве монотерапии, при этом регресс воспалительных элементов происходит быстрее, чем невоспалительных. В более тяжелых случаях «Угрин» следует использовать в комплексе с другими средствами.

Уникальная композиция растительных компонентов, высокая эффективность при широком диапазоне применения (в качестве лечебного и профилактического средства для ухода за проблемной и жирной кожей лица), противовоспалительное, антимикробное и себостатическое действие, хорошая переносимость, выгодное соотношение цена-качество препарата отечественного производства «Угрин» позволяют рекомендовать его для лечения угревой болезни.

Литература
1. Адаскевич В.Л. Акне и розацеа. – СПб: Ольга, 2000. – 132 с.
2. Башура А.Г. Практическое пособие по косметологи и аромологии. –  Харьков: Прапор, НФАУ, 1999. - 352 с.
3. Висоцька Г.Л. Патогенетичне обґрунтування комплексної терапії жінок, хворих на вугрову хворобу: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Харків, 2006. – 18 с.
4. Кабаева Т.И., Осипов Г.А. Роль состава кожного сала в патогенезе акне // Вестн. дерматол. и венерол. – 2004. - № 2. – С. 28-30.
5. Петрова А.В. Арбум в терапии угревой болезни // Вестн. дерматол. и венерол. – 2004. - № 6. – С. 50-51.
6. Самгин М.А., Монахов С.А. Новые возможности в местной терапии акне // Вестн. эстет. мед. – 2002. – Т. 1, № 2. – С. 164-166.
7. Суворова К.Н., Сысоева Т.А. Пубертатные акне: прогноз и рациональное лечение // Вестн. дерматол. и венерол. – 2004. - № 4. – С. 49-51.
8. Федотов В.П., Горбунцов В.В., Соболь Н.В. Спорогал в комплексной терапии больных угревой болезнью, осложненной малассезиозом кожи // Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология. – 2005. - № 3-4 (8). – С. 40-43.
9. Федотов В.П., Святенко Т.В. Акне: теория и практика // Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология. – 2006. - № 1-2 (9). – С. 80-85.
10. Akamatsu H, Nishijima S, Takahashi M. Effects of subminimal inhibitory concentrations of erythromycin, tetracyclin, clindamycin and minocycline on the neutrophil chemotactic factor production in Propionibacterium acnes biotypes // J. Dermatol. – 2001. – Vol. 28, № 6. -  Р. 247–251.
11. Adams C.A., Coates P., Cunlife W.J. et al. Does oral isotretinoin prevent Propionbacterium acnes resistance // Dermatology. – 1997. – Vol. 195, № 7. – P. 38-40.
12. Cunlife W.J. Acne: when, where and how to treat // Practitioner. – 2000. – Vol. 244, № 11. – P. 865-879.
13. Harper J.C. An update on the pathogenesis and management of acne vulgaris // J. Amer. Dermatol. – 2004. – Vol.51, № 1. – P. 536-538.
14. Holland K.T., Aldana J., Bojar R.A. et al. Propionbacterium acnes and acne // Dermatology. – 1998. – Vol. 196, № 11. – P. 67-68.
15. Toyoda M., Morohashi M. New aspects in acne inflammation // Dermatol. – 2003. – Vol. 206, № 1. – P. 17-23.